Новости, события

Новости 

"Кто держит землю" (Интервью с Александром Городницким) ("Гостиная" ("У нас в гостях"))


 

 

Вместо вступления.

 

Я росла под звуки бобинного магнитофона "Айдас". Он был, наверно, моим ровесником, то есть очень новеньким. Это была самая шикарная вещь из принадлежавших моим родителям, но они совершенно не останавливали меня в моих посягательствах, и уже года в четыре я самостоятельно заправляла магнитную ленту, укрепляла конец на пустой бобине, толкала тугую кнопку и, не озабочиваясь именами, слушала себе: Галича, раннего Высоцкого, Визбора, Клячкина и Городницкого. Такие у родителeй были вкусы.


Потом, уже в школе, одноклассники приходили ко мне в гости "на магнитофон", и я, вместо вступления, предупреждала: “Ты слова, слова слушай!”.  Домашняя моя музыка отличалась от той, что неслась из радио.

 

                                               ***

Я вспомнила обо всем этом на мгновенье, сидя за деревянным столом, отделявшим меня от легенды моего детства, Александра Моисеевича Городницкого,  и даже особый запах бобинника шевельнулся в памяти. Но расслабляться было некогда: мы встретились между концертами на слете авторской песни "Синий троллейбус”, надо было торопиться. "Синий троллейбус" отличается от нескольких параллельно существующих в Нью-Йорке клубов авторской песни тем, что на нем есть место и поэтам без музыкальных инструментов, и музыкантам без "самодеятельных" текстов. Самое подходящее место для выступлений поющего поэта. Хотя - у творчества Городницкого столько ипостасей, что не сразу разберешься, что же является главным.

    

 

 

ГИ : Хотелось бы поговорить о том, чем является для Вас авторская песня, чем Вы явились для нее, но и о других сторонах Вашей жизни. Просто авторская песня - это первая ассоциация при упоминании Вашего имени. Но цепочка ассоциаций продолжается - "Городницкий-шестидесятники", "Городницкий- наука", "Городницкий-кинодокументалистика"… Кто же Вы в первую очередь? Как бы представились не знакомой с Вами, если таковая имеется, аудитории?

АГ:  Не могу сказать, кто я, потому что всю жизнь, с одной стороны, занимался геофизикой, а с другой, начиная с седьмого класса, писал стишки, а начиная с 57-го, начал писать песни. Я не могу сказать о себе, что я поэт, потому что это нескромно. Я могу сказать только, что я пишу стихи и песни, а вот поэт я или графоман - не мне судить. Также я не могу сказать, что я ученый, я просто занимался наукой, а уж ученый я или нет,  решать моим коллегам.

 

 

ГИ : Должна, верно, быть какая-то точка равновесия, переход, где все это разнообразие  сплавляется в одного человека, в его дело?

 

АГ:  Когда я был моложе, я отвечал журналистам, что одна из этих плохо уживающихся специальностей -жена, а другая - любовница, и понимающие улыбались. Но если бы спросили, кто есть кто, наверно, не ответил бы. Эта попытка совместить несовмещаемое во мне осталась. Я пошел в Горный институт, потому что мои еврейские родители твердо были убеждены, что еврейский мальчик должен был заниматься техническим делом, иметь диплом инженера и твердый кусок хлеба, а что касается искусства, тем более связанного с  русским языком, это бесперспективно и это не специальность, чтоб кормить семью. Именно потому я всю жизнь работал и работаю до сих пор, в свободное от песен время я - доктор геологоминералогических наук, профессор, заслуженный  деятель науки РФ и главный научный сотрудник Института Российской Академии наук. Занимаюсь я геофизикой, строением дна мирового океана, историей нашей планеты и многими другими, не считая разных прикладных вещей для ВМФ.


А что касается поэзии, то я писал и пишу до сих пор стихи. Несмотря на то, что при Советской власти меня не печатали, сейчас у меня что-то около 50 книг, сборников стихов вышло, научно-популярной прозы, более сотни дисков. Не могу ни от чего отказаться, я человек слабохарактерный...


ГИ: Значит, Вы - человек, делающий то, что ему нравится?

 

АГ: Есть старая английская пословица: "Если ты не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь". Мне повезло. Я выбирал не специальность, а образ жизни, экспедиции, романтику. А потом оказалось, что брак оказался по любви. Я тогда этого не понимал, но ничего более интересного, чем геофизика, я в науке и жизни для себя не нашел.


-Мне повезло,- повторяет АГ.  -У меня все в жизни оказалось случайно. Я шел в 1947-м году в Ленинградский Дворец пионеров поступать в кружок рисования, но он был в этот день закрыт, я зашел в другой, где мальчики и девочки читали стихи, мне понравилось и я тоже захотел. Это была Студия литературного творчества. Я дуриком туда попал и первые стихи написал для того, чтобы туда попасть. То же самое со специальностью. Я - гуманитарий, у меня всегда проблемы с физикой и математикой. В 1948 году "Смена" взяла у меня интервью "Школа смотрит вперед" - я мечтал стать историком, но в Ленинградском университете имени, не к ночи будь помянут, Жданова  мне с моим пятым пунктом было все  наглухо закрыто.Отец, работавший с военно-морским флотом, всю ночь отговаривал меня от военки, и отговорил. И я пошел по соседству, в Горный институт.


И там тоже была преграда. С моей золотой медалью принимали без экзамена, и евреев брали, но необходимо было сдать прыжок в воду с трех метров. Неизвестно на что надеясь, я поехал со всеми на Крестовский остров, холод был чудовищный, сентябрь месяц. Я думал, что, хотя плавать я не умею, я соберу остатки мужества и спрыгну. Не дадут же в Советской стране человеку погибнуть. Я был настолько наивен. Полувековой опыт экспедиций потом показал, что не только давали, но и подпихивали.


Скомандовали: "Городницкий!" Лиловый от страха и холода, я влез на вышку, стал на доску, но когда посмотрел вниз, я понял, что никогда, ни за что на свете не спрыгну, я жить хочу. Я повернулся, чтобы с позором уйти, доска спружинила, я упал, мне засчитали прыжок, и так я стал геологом.


ГИ :Цепь случайностей?

 

АГ: Ничего случайного в жизни не бывает, но я благодарен, что все получилось.


ГИ : Вы пошли по пути хорошего еврейского мальчика, и все-таки - как Вам, еврейскому мальчику, удавaлось быть успешным?

АГ:  Родители всегда мне говорили: "Ты в этой стране - человек второго сорта, тебе никогда ничего не простят. Ты должен делать все на высоком уровне." А.М. Горький говорил о том, что, если украл русский, то украл вор, а если еврей - то еврей. Председатель русско-еврейского конгресса сказал обо мне: "За что мы так любим Городницкого, что он не скрывал своего еврейства тогда, когда это было позором, и не кичится им теперь, когда это стало почетным" Но еврейская тема стала меня привлекать в среднем возрасте. После фильма "В поисках идиша" была еще написана поэма "В поисках идиша", цикл стихов, которые я хочу издать в Израиле,"Мою маму зовут Рахиль".


ГИ : Как Вы пришли к кинодокументалистике?

АГ: Благодаря моему знакомству с тележурналисткой и режиссером Натальей Касперович.  Возникла идея странного вида фильмов, где документальное кино сочетается со стихами, и это дает такой второй эмоциональный план, и мы сняли с ней семь, что ли, фильмов, и почти все они имели успех. А в 2008 году на кинофестивале в Нью-Йорке фильм "В поисках идиша" (2003), сделанный замечательным белорусским режиссером Юрием Хащеватским, занял первое место. Фильм же "Портреты на стене" - это, собственно, история авторской песни, сняли по моей книге...


Еще в 1967 году, после вечера "Молодой Ленинград",  АГ попал в черный список, и следующие двадцать лет его нигде не печатали, ни стихи, ни песни. Почему? Ведь он писал и пел в те годы в основном лирику.

 

АГ: Я никогда не был  диссидентом, я никогда не боролся с Советской властью, нынче многие врут, бьют себя в грудь. Более того, я работал на оборонку, то искал уран, то занимался подводными лодками и средствами обнаружения, но авторская песня - это уже оппозиция, потому что если человек может без худсовета,  без партбюро, без главлита  стать на сцену с гитарой и что-то петь, это уже опасно. Поэтому под запрет попали не только Галич и другие, действительно пребывавшие в оппозиции,  но и Окуджава, и  лирический поэт Новелла Матвеева... Мы не воевали с властью, но власть воевала с нами.


ГИ : Потому, что власти неугодна была личность на сцене?

 

АГ: В моде был тогда анекдот: "Соцреализм - это восхваление начальства методами, доступными его пониманию". А авторская песня была под запретом всегда. Ничего, кроме травли и гонений, ни я, ни другие от власти не видели.


 ГИ : Возникновение авторской песни в конце 50-х и 60-х произвело взрыв в общественном сознании. Это было, практически, бунтом содержания против формы. А как Вам это движение видится сегодня, через полвека?

АГ:  Тогда, на гребне оттепели, основой авторской песни  стали поэты. Как написал Альтшуллер, авторская песня - это музыкальное интонирование русской поэтической речи. Надо, чтобы было музыкальное интонирование, была поэтическая речь, а не просто тексты. Первая плеяда была блестящей. Булат Окуджава, Визбор, Новелла Матвеева, Галич, Высоцкий, Юлий Черсанович Ким - все это люди с большим поэтическим дарованием, и основой их песен была поэзия. Все они ушли. Вот Ким еще остался. Ну, я остался, прошу прощения... но на этом все кончилось. То, что есть сегодня - это  перепевы, старые песни ушедших людей. То же, что пишется сегодня (а я - тридцать лет или больше уже, - председатель самого большого в России фестиваля авторской песни памяти Валерия Грушина на Волге), говорит о том, что авторская песня в том понимании, о котором я говорил, исчезла. Есть хорошие исполнители. Но авторов нету. Отдельные песни, написанные Ольгой Чикиной  и кем-то еще из ее поколения, погоды не делают. Надо, чтобы у человека были три таланта, совместившихся в нем: чтобы он был поэт, чтобы он все-таки мелодии какие-то оригинальные придумывал, а третий талант - чтобы он был личностью, чтобы людям было интересно то, о чем он поет, что он любит, что он ненавидит. Как Галич, Высоцкий, Окуджава. Поэтому я считаю, что это - жесточайший кризис.


Тут прервемся. Авторская песня как исполнительский жанр разрушает четвертую стену. Человек, поющий со сцены, должен увлечь зал за собой. Я сидела на третьем за день концерте, уже не в кэмпграунде, а в трех часах езды, в Бруклине ("Приходи, я все новое буду петь!" - заверил меня неутомимый Александр Моисеевич), и наблюдала за людьми в зале. Да, как и следовало ожидать, много людей старшего поколения, много ровесников жанра, но немало и совсем молодых людей, а в ряду передо мной - девочка лет одиннадцати подпевает с энтузиазмом, время от времени поглядывая на папу, разделяя с ним момент. Что они слышат, что вовлекает их? Ответ - в интервью: личность автора просвечивает и вовлекает, втягивает, придает глубокий, личный смысл лирике, а гражданские стихи звучат дневниковыми записями.

 

Значимые для него темы - это путешествия,  процесс самоидентификации, а также ранний опыт - война, блокада.

 

ГИ : Мысль о том, что блокада была спровоцирована, что это не было необходимостью - что Вы об этом думаете? Судя по Вашим стихам...


АГ:  Вопрос очень неоднозначный и требует дополнительных исследований, то ли там бездарность руководства военного, то ли другие соображения. То, что нельзя было сдавать Леннград, для меня совершенно очевидно. Я все же ленинградский мальчишка, блокадник. как можно отдать родное свое место?! В голове не мои стихи, а Юрия Воронова:


Мы знаем, клятвы раздавать непросто,

Но если в Ленинград ворвется враг,

Мы разорвем последнюю из простынь

Лишь на бинты, но не на белый флаг!


Я ведь очень советский человек на самом деле. Мы очень верили. Мы многого не знали, не знали, что во время голода товарищ Жданов на велосипеде-тренинге в подвале Смольного сгоняет жир, но не в этом дело. Это ничего не меняет по сути, надо было защищаться до последнего. 

 

С ним можно соглашаться или спорить, но самое главное неоспоримо: Городницкий, перешедший, как пастернаковский Гамлет, поле жизни и в полной мере откликнувшийся на те многообразные события, которыми оказался так богат его век, просто делает свое дело очевидца. Oн живет ответственно и пишет именно об этом чувстве ответственности за свой народ, за свой язык, за свою планету. И за свой город. Песню "Атланты" пели на демонстрации протеста на Марсовом поле три месяца назад, на митинге против передачи Гундяеву Исаакиевского собора.

 

АГ:  Меня попросили дописать протестную часть, я ее дописал. И они пели, все 10 тысяч человек. Это вряд ли повлияет на события, но протест такой был.

ГИ : О чем Вы мечтаете?

АГ:  Еще пожить. А неосуществимая мечта - увидеть свет в конце туннеля для России.

И тут же добавляет:

-Но я не доживу.

 

     


 

Городницкий,  лауреат многочисленных премий, один из символов авторской песни, человек, у которого все получилось, выходит после последнего сегодня концерта на опустевшую улицу Южного Бруклина. Очень длинный день выдался сегодня; маленькая свита - гитарист, Наталья Касперович,  организаторы нашей встречи от интернет-радио "Поговорим"- вымотанa, а он планирует завтрашнюю программу, шутит с тем же сосредоточенным выражением лица. Ему 84, но он по-прежнему держит землю, подобно тому, как его Атланты из знаменитой, ставшей неофициальным гимном Ленинграда-Петербурга песни, удерживают небо. Похоже,  есть в этой песне элементы автопортрета.

 

 

Поделиться в социальных сетях


Издательство «Золотое Руно»

Новое

Новое 

  • 02.05.2024 15:59:00

    Ольга Камарго. "Финансист" по-русски" (о романе Леонида Подольского "Финансист") ("Критика. Эссе")

    "Название нового романа Леонида Подольского заставляет вспомнить про одноименную книгу американского писателя Теодора Драйзера. Но это не ремейк. Эти две книги мало похожи одна на другую, разве что и там, и там речь отчасти идет о финансах. Но не только и даже не столько о финансах. Роман Подольского значительно шире, он о взаимоотношениях людей, о любви, о кризисе постсоветского общества, о том, как после 70 лет социализма (псевдосоциализма, этатизма, русской системы, как утверждает писатель), мы шагнули обратно в дикий бандитский недокапитализм, из огня да в полымя. Чувствуется, что Подольский очень хорошо знает предмет, он досконально разобрался, как происходила смена общественного строя в России после развала СССР, как строилась новая экономика. Он не только видел все это собственными глазами, он в этих процессах участвовал..."

  • 01.05.2024 13:29:00

    Наталия Кравченко. "Стихотворения (публикация №33)" ("Поэзия")

    "Я хочу, чтобы каждое слово было словно прозрачный намёк на подспудные жизни основы, на горящий в ночи огонёк. Чтобы глазом невооружённым каждый смог разглядеть на просвет в этих строчках, любовью прожжённых, самый главный и нужный ответ..."

  • 30.04.2024 16:00:00

    Сергей Гарсиа. "Стихотворения (публикация №6)" ("Поэзия")

    "Ложь любит тишину, а не веселье. Бог любит правду, груз мирских Забот. Я верю, что меня хоть кто-то встретит, Когда мечта в дорогу позовёт. Ну а пока нам обещают лето, И прямо завтра - будто бы вчера! И я смотрю на украшение это ... Норильск! Какая, Господи, дыра! Тут даже лгать от лени разучились, Опять сметает скуку ураган. И всё, что в моей жизни приключилось, Устроил южный ветер-хулиган..."

  • 28.04.2024 14:05:00

    Аркадий Цоглин. Рассказ "Гордый сосед" ("Проза")

    "Я со своим соседом Валерой знаком уже лет пять. И до последнего времени мы были добрыми приятелями. Вместе на футбол ходили, пиво пили по субботам. Как-то раз он нашёл мне неплохую подработку по части ремонта гаражей. Да и вообще парень безотказный, если какая помощь нужна. Человек он простой, никогда особенно не важничал, и у нас с ним никаких раздоров не было. Вплоть до недавнего случая, когда он вдруг показал своё истинное лицо..."

  • 08.04.2024 17:11:00

    Валерий Румянцев. "Стихотворения- 2024 год (публикация №1)" ("Поэзия")

    "Нам что дактиль, что анапест – Всё осилим без затей. Стихотворный ритм нахрапист, Даже если есть спондей. Нарушителям размера Ритм на ухо шепчет: «Фи!» И суёт под нос примеры Из классической строфы..."

  • 03.04.2024 20:07:00

    Наталья Сафронова. "Стихотворения (публикация №1)" ("Поэзия")

    "Уже повеяло весной, Пусть минус три, но солнце светит. Какое счастье: ты - со мной, И, значит, можно жить на свете. Пить кофе утренней порой, Писать стихи о том и этом, И быть, по-прежнему, собой, Ну, а потом уже поэтом..."

  • 02.04.2024 17:54:00

    Олег Монин. Повесть "Стэцькова жизнь" ("Проза")

    "Малолетние мои сыновья Марк и Жора едва поспевали за мной. Не мудрено: июль, жара, середина дня. Сашка-дочурка осталась дома. На Украине лето знойное, воздух раскалённый. Моя пора. А детям тяжко. Но сами вызвались пойти на кладбище, на могилы пращуров. Я перечить не стал, пусть идут. Дело нужное. Дорога неблизкая, через весь посёлок, к Симферопольскому шоссе. Кладбище старое, заросшее, заброшенное. Кресты попадали, звёзды проржавели. Печальное зрелище. С трудом нашли могилы. Там мои прабабушка и прадед. И вот начались детские расспросы и мои рассказы о семье, о жизни да о смерти. И как-то незаметно..."

  • 31.03.2024 17:21:00

    Наталия Кравченко. "Стихотворения (публикация №32)" ("Поэзия")

    "Мне дела нет до всех избитых истин, – за что их били, кто и почему. Мой шаг к тебе навстречу бескорыстен. Чего не получу – досочиню. Я отвергаю логики цепочку, всех судей посылая за моря. Платон мне друг. И здесь я ставлю точку. Платон мне друг – вот истина моя! А ваша, что оценивают круто, берёт уже в минуту по рублю..."

  • 19.03.2024 17:28:00

    Наталия Кравченко. "Стихотворения (публикация №31)" ("Поэзия")

    "Трамвайные рельсы и линии рук вели лишь к тебе, неожиданный друг, сценарий писался не мною. А мой Режиссёр наблюдал из кулис, как намертво к Принцу приручен был Лис, и был этой сказки виною..."

  • 18.03.2024 17:02:00

    Игорь Альмечитов. "История происхождения одного из самых грубых русских ругательств!" ("Критика. Эссе")

    "Как это ни удивительно, но, похоже, одно из самых грубых русских ругательств, а именно: оскорбительное обращение «уе.ан» (где буква «Б» в середине слова пропущена из уважения к лучшим чувствам особенно впечатлительных читателей) пришло к нам, вероятнее всего, из... испанского языка. И именно в хрущевский период существования «одной шестой части суши»... Вполне естественно, отследить происхождение некоторых нецензурных слов в языке не только трудно, но, вероятнее всего, невозможно. Поскольку большинство лингвистов стараются обходить тему обсценной (а именно: нецензурной или матерной) лексики стороной. То ли из-за условной «неблагодарности» самой темы, то ли из-за пренебрежения к ней. А, возможно, и из-за..."

Спонсоры и партнеры